Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Государственный комитет Республики Башкортостан по внешнеэкономическим связям

Интервью Торгового представителя Российской Федерации в Республике Узбекистан А.И. Мокроусова Государственному комитету Республики Башкортостан по внешнеэкономическим связям

23 Сентября 2020
38
0

Перед тем как перейти к ответам на вопросы, хотел бы поприветствовать всех действующих и планирующих выйти на рынок Узбекистана башкирских экспортеров. Торгпредство готово, в рамках своей компетенции, оказывать помощь каждой российской компании!

1. Андрей Иванович, какова общая модель закупок услуг на рынке Узбекистана, как осуществляются конкурсные закупки? Существует ли единый государственный «оператор»?

Практически все государственные закупки в республике проходят на тендерной основе. До недавнего времени в Узбекистане существовал всего один так называемый «портал – оператор» госзакупок Узбекистана – «xarid.uz».

Однако совсем недавно было принято постановления Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по поддержке отечественных производителей», в соответствии с которым, в целях повышения качества услуг и развития конкуренции среди операторов электронных закупок, создана альтернативная электронная платформа по организации электронных конкурсов и электронных тендеров – «tender.mf.uz». Таким образом, у заказчиков и поставщиков появилась возможность выбора электронной площадки.

При этом, важный акцент, 10 августа 2020 г. Президентом Узбекистана было подписано постановление, согласно которому теперь при осуществлении госзакупок приоритет будет отдаваться продукции и услугам узбекского производства. В частности, в случае, когда в тендере участвуют более двух представителей Республики Узбекистан, в конкурсе будут участвовать только их предложения.

Также, в соответствии с принятым документом с 1 ноября 2020 г. будет введен механизм временного запрета и ограничений в допуске к государственным закупкам в отношении отдельных товаров иностранного происхождения, а также работ, выполняемых иностранными лицами. Соответствующие перечни товаров и услуг сейчас разрабатываются.

 

2. Расскажите, пожалуйста, какая на сегодняшний день ситуация
на рынке геофизического сервиса в Узбекистане?

Отвечая на этот вопрос, сразу отмечу, что согласно узбекскому законодательству недра в Узбекистане являются собственностью государства и подлежат рациональному использованию.

Выстроенная действующая система позволяет вести поиск, разведку и добычу полезных ископаемых как иностранными, так и местными инвесторами. Недра передаются в распоряжение на основании лицензии на право пользования участком недр.

Владельцем информации о действующих проектах на проведение научно-исследовательских и геофизических работ, а также по всем перспективным участкам, инвестиционным блокам и месторождениям углеводородного сырья является Госкомгеологии Узбекистана.

Госкомгеологии также выступает исполнительным органом, ответственным за координацию и реализацию инвестиционных проектов в сфере геологического изучения нефтегазоперспективных структур с участием потенциальных иностранных инвесторов.

Кроме того, Госкомгеологии устанавливает задания по приросту запасов углеводородного сырья для недропользователей, проводящих геологоразведочные работы на нефть и газ, с учетом обеспечения сбалансированного развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы республики в целом.

Одновременно с этим, существует ряд государственных отраслевых организаций, таких как ГУП «Регионалгеология» и АО «Узбекгеофизика», которые занимаются геологическим изучением недр, включающее геологические, геохимические и геофизические исследования, поисковые и оценочные работы на различные полезные ископаемые, заверочные, а также горно-буровые работы.

Говоря о рынке геофизических исследований, стоит отметить, что практически у каждой нефтегазовой и нефтегазосервисной компании, присутствующей на рынке республики, есть либо собственные геофизические подразделения, либо, как я говорил ранее, данные компании используют механизм тендерных торгов для заключения на дополнительные геофизические исследования и проведение подобных работы.

Как пример можно привести АО «ИГИРНИГМ» (Институт геологии и разведки нефтяных и газовых месторождений), который является головным институтом АО «Узбекнефтегаз» по геологии, поиску и разведке нефтяных и газовых месторождений, осуществляет исследования по основным направлениям нефтегазогеологической науки, содействует выявлению перспективных объектов и открытию новых месторождений.

 

3. Есть ли на рынке Узбекистана потребности в услугах по проектированию, строительству и обеспечению эксплуатации объектов нефтяной и газовой промышленности.

С учетом того, что данная отрасль является одной из ключевых в экономике республики, подобная потребность существует.

В настоящее время в Узбекистане осуществляют деятельность две государственные отраслевые проектные организации – это компания «Узлитиинжиниринг» и институт «Узлитинефтегаз», которые занимаются проектированием в нефтегазовой отрасли. В соответствии с этим, Торгпредство рекомендует заинтересованным отраслевым башкирским компания установить партнерские отношения с данными организациями.

Также, на рынке представлены и коммерческие проектные организации, среди которых есть крупные подрядчики, такие как «ENTER Engineering».

В то же время, государственная компания АО «Узбекнефтегаз», и ведущие в республике деятельность узбекские и иностранные нефте- и газодобывающие добывающие, а также отраслевые сервисные и инжиниринговые компании заказывают услуги по проектированию и строительству преимущественно на тендерной основе.

 

4. Могут ли башкирские компании-экспортеры работать без посредников на рынке Узбекистана?

Говоря об этом, необходимо понимать с каким товаром или услугой экспортер планирует выйти на рынок Узбекистана.

Работать без посредников, возможно, никаких законодательных ограничений в данном вопросе нет, но, как правило, если мы говорим о потребительских товарах и экспортер не хочет регистрировать на территории республики Торговый дом, иное юрлицо, либо совместное предприятие, то с посредником придется столкнуться, так или иначе. В частности, в части реализации поставленного товара какому-то из местных дистрибьюторов для дальнейшей реализации.

Также стоит понимать особенности местного менталитета. Конечный узбекский потребитель в основном приобретает потребительские товары на базарах, либо в небольших магазинах павильонного типа. Такие торговые точки зачастую настолько малы, а объемы их закупок незначительны, что навряд ли могут заинтересовать прямого экспортера. Именно поэтому в республике существует достаточно развитая сеть крупно- и мелкооптовых дистрибьюторов.

Если же мы говорим о масштабных прямых поставках специализированного оборудования в адрес, подчеркну, коммерческих компаний без государственного участия, то конечно возможна работа по прямым экспортным контрактам минуя компании – посредников.

 

5. Какие имеются способы участия иностранного (российского) предприятия на рынке строительных услуг в Узбекистане?

В настоящее время в республике происходит настоящий строительный бум. Строится не только жилье, но и объекты инфраструктуры, реализуется много инвестиционных проектов, требующих возведения либо модернизации капитальных строений различного типа.

В целом, в данном секторе в республике осуществляют деятельность более 500 крупных и средних строительных компаний. Также, в 2018 году была создана негосударственная, некоммерческая Ассоциация инженеров-консультантов и строителей Узбекистана («УЗАИКС»), основной цель работы которой является поэтапное импортозамещение инженерно-консалтинговых услуг по крупным, сложным и стратегически важным инвестиционным проектам, в том числе путем формирования консорциумов с зарубежными инжиниринговыми компаниями.

В части оказания услуг по проектировочным или строительным работам отмечу, что данный рынок достаточно высококонкурентный. В основном все отраслевые виды работ и услуг распределяются посредством тендеров и конкурсов, о порядке проведения которых мы уже говорили. Также, в качестве участия российских компаний в данной отрасли отмечу возможность участия в качестве субподрядчика по уже состоявшимся тендерам, а также открытия собственного офиса в республике посредством организации совместного предприятия, либо акционерного общества с иностранным капиталом.

Отдельно отмечу, что на рынке присутствуют российские девелоперские компании. В частности в начале 2020 г. Торгпредство плотно работало с девелоперами из Новосибирска, которым оказывалась консультативная и GR поддержка по проработке реализации проектов в Ташкенте и Самарканде.

 

 6. Как компаниям из Башкортостана выйти на рынок пищевой алкогольной и спиртосодержащей продукции в Республике Узбекистан?

Для проработки вопроса о выходе на узбекский рынок в настоящее время у нас имеется достаточно надежный и действенный инструмент, а именно группа поддержки экспорта (ГПЭ), которая является совместным проектом АО «Российский экспортный центр», Минпромторга России и Торгового представительства России в Узбекистане. Основная функция ГПЭ – комплексное продвижение российской продукции на рынке республики и обращение в ГПЭ в Узбекистане – правильный стартовый шаг по выводу на местный рынок продуктов собственного производства.

В соответствии с порядком работы ГПЭ, для выработки индивидуальной дорожной карты по выходу на рынок Узбекистана, компании надо направить на проработку сотрудникам ГПЭ запрос на предоставление услуги «Консультация представителя АО «РЭЦ» в целевой стране». Анкета с запросом за подписью руководителя компании направляется на почту uz@exportcenter.ru. Саму анкету можно найти на сайте АО «РЭЦ» или получить через Торговое представительство.

Далее – наши сотрудники из ГПЭ свяжутся с представителями компании, дадут обширную консультацию по востребованности в Узбекистане интересующей товарной позиции, проконсультируют по объему рынка, необходимым разрешительным документам, а также при необходимости предоставят перечень возможных узбекских контрагентов.

 

7. Какие бы рекомендации Вы дали предприятиям Республики Башкортостан по продвижению продукции «Халяль» в Узбекистане?

Как мы все знаем, в связи с религиозными и культурными особенностями региона в Узбекистане традиционно есть устойчивый спрос на данную категорию продукции.

Однако, вместе с этим, и конкурентная среда в данном сегменте достаточно мощная. Говоря о рекомендациях, отмечу, что компаниям, производящим продукцию «Халяль», необходимо понимать, что зайти на этот рынок в настоящее время можно лишь четко выстроив ценовую стратегию, а также, будучи уверенными в превосходстве качества продукции собственного производства.

Стоит понимать, что конкурировать придется не только с местными производителями, а еще и с традиционными поставщиками данной категории продукции, в том числе и из других регионов России. В первую очередь, я имею в виду Татарстан.

И конечно же обращайтесь в узбекскую группу поддержки экспорта.

 

8. Андрей Иванович, можете ли Вы сказать, что товары башкирского производства представляют особый интерес и пользуются спросом на рынке Республики Узбекистан?

Готовясь к онлайн совещанию, которое у нас состоялось с башкирскими экспортоориентированными компаниями в августе 2020 года, при организационной поддержке и участии Госкомитета Башкирии по внешнеэкономическим связям, башкирского Центра поддержки экспорта и ТПП Башкирии, за что мы очень благодарны этим организациям, мы с коллегами проанализировали текущую двустороннюю торговую динамику Башкирии и Узбекистана.

В связи с этим, могу с уверенностью сказать, что на текущий момент наиболее востребованные башкирские экспортные позиции это – топливо, сахар и сахаристые изделия, пластмассы и изделия из них, древесина и продукция деревообработки, стекло и изделия из него, продукты органической химии, масла и жиры, а также механическое оборудование, техника и компьютеры.

 

9. Какие есть барьеры, с которыми могут столкнуться производители товаров из Башкортостана при экспорте на территорию Республики Узбекистан?

В настоящее время в Узбекистане не так много барьеров и ограничений, однако, безусловно выходя на узбекский рынок, стоит четко представлять себе местные правила игры.

Начнем пожалуй с прямых запретов. В соответствии с действующим законодательством, в республику запрещено ввозить пропагандистские экстремистские материалы, литературу и иной вид подобного контента, также законодательно запрещен ввоз этилового спирта, «профессиональных» беспилотных летательных аппаратов и дронов и пиротехнических изделий.

В целях защиты рынка и стимулирования импортозамещения в республике применяется практика установления акцизов на ввозимые на территорию страны товары по регулярно корректируемому перечню.

Считаю необходимым отметить и тот факт, что в Узбекистане введено обязательное маркирование отдельных групп потребительских товаров, ввозимых в страну, специальными контрольными идентификационными знаками. В этот перечень входит большая часть бытовой техники, а также установки для кондиционирования воздуха, все виды холодильников, печатная, факсимильная и копировальная техника, устройства для записи и воспроизводства видео и аудио, емкости для сжатого и сжиженного газа и телефонные аппараты для сотовых сетей.

В части маркировки также надо учитывать тот факт, что постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по внедрению современных методов маркировки отдельных видов товаров» с 1 августа 2019 г. началось поэтапное введение обязательной маркировки импортируемых в Узбекистан товаров с использованием защищенной метки и (или) нано-молекулярной технологии в зависимости от категории товара. В перечень групп товаров, подлежащих обязательной маркировке, входят 54 наименования продукции.

Далее, в конце 2019 г. данное постановление было дополнено постановлением Кабинета Министров Узбекистана «О мерах по поэтапному внедрению процедуры маркировки продукции посредством идентификации и дальнейшего отслеживания», в соответствии с которым были введены новые дополнительные требования и правила к маркировке.

Кроме того, при ввозе некоторых видов продукции на территорию Узбекистана требуется их сертификация. Перечень ввозимых видов продукции, подлежащих обязательной сертификации, утвержден постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию процедур сертификации и внедрения систем менеджмента качества», а ведомством курирующим вопросы сертификации является Узбекское Агентство стандартизации, метрологии и сертификации «Узстандарт» и его подведомственные организации.

Порядок проведения сертификации достаточно прозрачен. Он включает в себя подачу компанией заявки в режиме онлайн в один из аккредитованных государством органов сертификации и последующем получении разрешительных документов.

Ко всему прочему, «Узстандарт» имеет право признания сертификатов на продукцию, поступающую из стран СНГ в соответствии с Порядком признания сертификатов соответствия в государствах-участниках СНГ, принятым Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации в 2001 году.

        

10. Республика Башкортостан видит потенциал развития двустороннего сотрудничества с Узбекистаном в экспорте продукции деревообрабатывающей индустрии. Скажите, пожалуйста, какова ситуация на рынке Узбекистана сегодня?

Лесное хозяйство Узбекистана в силу географического расположения страны развито незначительно. Всего лесом покрыто примерно 5% всей территории страны.

Учитывая этот факт, объяснимо то, что Узбекистан традиционно является одним из крупнейших в регионе импортеров древесины и изделий из нее.  

Годовая потребность Узбекистана в лесо-древесном сырье оценивается в 10-15 млн. кубометров. Основные товарные позиции по группе ТН ВЭД 44, закупаемые Узбекистаном в зарубежных странах, на которые в последние годы приходится более 95% общего объема поставок: пиломатериалы, древесно-волокнистые плиты, древесно-стружечные плиты, фанера, деревянные строительные изделия, круглый лес. Основным поставщиком древесины и продуктов ее переработки конечно является Россия с долей более 80% от общего импорта республики по данной позиции.

Соответственно надо быть готовыми к тому, что в этом сегменте региональным экспортерам придется конкурировать в основном с отечественными поставщиками. Среди них компании из Томской, Иркутской, Свердловской и Московской областей, а также Алтайского края, Красноярского края и Республики Татарстан.

 

11. Какие направления сотрудничества Вы видите в дальнейшем торгово-экономическом сотрудничестве между двумя республиками?

В силу специфики деятельности, нам, работая в Торговом представительстве, видно как со-временем меняются не только потребности Узбекистана в определенных видах продукции, а также масштабные качественные отраслевые изменения, происходящие в стране.

В последние годы в республике осуществляются последовательные меры по кардинальному улучшению делового и инвестиционного климата, устранению излишних бюрократических барьеров, совершенствованию устаревших, не соответствующих современным требованиям процедур.

Работа, проведенная в данных направлениях, создала прочный фундамент для дальнейшего развития экономической коммуникации регионов России и Узбекистана.

В связи с этим, Торгпредство видит определенный потенциал для региональных инвесторов, готовых рассмотреть возможность организации производства, либо локализации производства собственной продукции на территории Узбекистана.

Помимо прочего, важно проводить последовательную работу по расширению уже существующего сотрудничества в таких областях как машиностроение, а также в фармацевтической, нефтегазовой и химической отраслях. В частности, говоря о фармацевтике, важно отметить, что в Узбекистане, с его 34-х миллионным населением крайне невысок процент производства собственной фармацевтической продукции, что делает данную отрасль крайне привлекательной в первую очередь для экспортеров, а во вторую для инвесторов.

Как дополнительное преимущество, в том числе для башкирского бизнеса, в части развития совместных производств, или прямых отраслевых инвестиций, отмечу, что подобная ситуация сложилась и во всем регионе Центральной Азии. Соответственно, практически любой новый производитель фармацевтических препаратов получает не только выход на внутренний рынок Узбекистана, но и широкие региональные экспортные возможности.

Среди относительно новых, но имеющих особенный запрос на рост отраслей, отмечу потребность в дальнейшем развитии «умного» сельского хозяйства. К этому можно отнести новый подход к рекультивации земель, оптимизацию системы сельскохозяйственного водоотведения и орошения, а также внедрение кластеров в целом ряде сельскохозяйственных секторов, будь то интенсивные фруктовые хозяйства, хлопково-текстильные кластеры, либо «smart» животноводческие и рыбоводческие хозяйства.

Определенные перспективы видятся в углублении взаимодействия в химической промышленности. В частности, рынок республики демонстрирует устойчиво растущий спрос на органические и неорганические удобрения.

Помимо этого, мы все чаще отмечаем потребность Узбекистана в качественных, но доступных по цене IT-решениях для различных секторов экономики.

Также у руководства страны есть понимание о необходимости соблюдения экологических стандартов, а как следствие появляется запрос на современные решения в области утилизации отходов всех типов.

В Республике Башкирия есть успешный опыт в реализации проектов в каждом из перечисленных мной отраслей и очень надеюсь на то, что вскоре башкирские предприниматели прочно займут данные перспективные экономические ниши в Узбекистане.

В завершении позвольте поблагодарить Вас за предоставленную возможность пообщаться с экспортерами Башкирии посредством данного интервью, а также пожелать всем региональным участникам внешнеэкономической деятельности успехов в работе с зарубежными партнерами.